Now Reading
Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

В подростковый период у здоровых детей может болеть сердце. Никакой патологии, просто, предвосхищая интенсивный рост организма, оно увеличивается настолько, что грудная клетка за ним не поспевает. За научность объяснения не ручаюсь, так мне это в детстве объяснили. Было больно и страшно. Наверное, похожее, но гораздо более трудно осознаваемое «больно и страшно» мы переживаем в критических точках перехода из одной возрастной группы в другую — примерно в 13 и в 27. 

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Человек развивается неравномерно — отсюда ощущение, что ты вырос из своей жизни: старые схемы несостоятельны, новых пока нет, сроки подошли, а взрослость не наступила, и кажется, что ее вообще не бывает, и это навсегда. Внутри растёт зияющая пустота, а снаружи всё похоже на карго-культ: ты делаешь то, что в твоем понимании делают взрослые люди, но внутри ты тот же ребёнок — и от этого притворства еще страннее и больнее. Кто-то с болью не справляется: в «Клубе 27» — россыпь звёзд, которые, не пережив роковой отрезок пути, сошли с дистанции: приняли смертельную дозу, застрелились, въехали в столб. А сколько еще таких, о ком СМИ не написали! Кто-то тяжёлую пору успешно переживает. А иные не просто переживают — но и собратьям по несчастью протягивают сочувственную руку. Как Мария Сапижак, которая поставила для Мастерской Современного Театра эскиз спектакля «Клуб 27».

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Он представляет собой вереницу вербатим-монологов на множество тем, волнующих современную молодежь: тут муки взросления, бремя самостоятельности, творческий и личностный поиск, страх потери времени, ощущение перепутья, неумение понять, чего ты хочешь, неспособность и/или нежелание встраиваться в систему (например, готовить борщ, рожать детей, работать по трудовой), защита экологии, теракты, суицид… С одной стороны, это напоминает подборку из паблика «Подслушано»: такая разномастная коллекция случайных человеческих опытов, с которым можно себя проассоциировать. С другой стороны, именно что подборку за конкретным авторством: по большому счёту они выражают один и тот же взгляд на мир и ощущение от него. Некоторые вопросы затронуты походя, другие расписаны со всех сторон — и в этом не чувствуется замысла и композиции: спектакль мог бы быть и вдвое короче, и вдвое длиннее. Лучше короче: для тех, кто в историях героев себя не видит, получается слишком длинно и монотонно.

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Местами бывает смешно, местами грустно, но всё в целом вызывает ощущение смутной тоски по другой точке зрения. У меня есть подруга с почти диаметрально противоположными взглядами. И во время споров о политике в ответ на моё недовольство какими-то нынешними реалиями она говорит: «Но ведь я есть, и мне все нравится, почему ты отказываешь мне в праве поддерживать то, что происходит?». А еще что-то вроде «нас больше, чем вас». Больше — не больше, но присутствие на сцене только одной точки зрения что-то важное у меня как зрителя крадет, даже если эта точка зрения — моя. Особенно если она моя! Как в том анекдоте про солипсистов, которые собираются на конференцию, чтобы обсудить проблемы солипсизма с другими солипсистами, и публикуют по его материалам сборник. Имея в виду созидательную силу искусства, хочется на каком-то более высоком уровне изучать свои раны и залечивать их, а не просто со слезой гладить больное место.

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Конечно, задача изучения среза общества — гораздо более серьёзная и масштабная и больше тянет на социальный эксперимент, но если бы в подборку спикеров попали не только творческие личности в кризисе взросления, но и те, кто крепко стоит на ногах, или пока некрепко, но уже с детьми, кто выбрал патриархальные ценности, кто работает на государство, кто не склонен к самокопанию, кто с детства уверен в своём предназначении — в общем, разные люди, которые по-своему преодолевают двадцатисемилетний рубеж — работа вышла бы куда более ёмкой и ценной. А так — получился специфический спектакль, рассчитанный на очень определённую аудиторию и важный для неё (одна из зрительниц расплакалась во время рассказа о своём впечатлении) но малоценный за пределами локального опыта.

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

С другой стороны, можно ли требовать какого-то обобщения на качественно более высоком уровне от режиссёра, которой самой 27 и у которой всё это пока ещё болит?.. Мне вот кажется, что да, и то, что может вырасти из этого эскиза, и самой Марии поможет, и много ещё кому. Благо, старт был задан удачный: на обсуждении после эскиза «Клуб 27» хорошо пропесочили эксперты (критик Жанна Зарецкая, театровед Николай Песочинский и продюсер Мария Слоева) и очень тепло поддержали зрители. Даже спор получился между профи с холодной головой и непрофи с горячим сердцем, которое героям спектакля удалось затронуть. Хотя на самом деле здесь нет никакой оппозиции, критика важна и полезна и показывает, куда режиссёру и коллективу расти. А судя по реакции аудитории, у спектакля, который получится в итоге, есть все шансы на счастливую постановочную судьбу, даже если советам экспертов никто не последует. Потому что в городе всегда будут творческие личности в кризисе взросления, которым так важно услышать, что они не одни.

Смотреть также
Съемки «Отряда самоубийц» завершены. Новое фото


Каждый показ эскиза МСТ — это новый театральный опыт и пропуск на творческую кухню для любознательного и мыслящего зрителя. Во-первых, можно не ломать голову, а напрямую спросить у автора, что он имел в виду. Во-вторых, экспертный разбор спектакля обогащает зрительский инструментарий, учит анализировать и понимать театральное искусство. Хоть иногда с ним и хочется поспорить.

Автор идеи и режиссер – Мария Сапижак

Художник – Елена Соколова

Хореограф – Марго Румянцева

Художник по свету – Александр Иванов

Звукорежиссер –Мария Большакова

Драматурги – Инна Гридина, Мария Сапижак

Участники – Алёна Федорченко, Глеб Попандопуло, Георгий Безлюдных, Валерия Ивкина, Наталья Палёнова, Павел Савин, Руслан Бальбуциев, Мария Иваненко, Марго Румянцева, Александра Денисова, Ольга Миловидова

Комментарии (0)

Оставьте ответ

Your email address will not be published.

На Верх